|
|
ЧЕРНАЯ КНИГА (ЦАРСТВО ТЕРРОРА)
В 30-е годы, с приходом к власти Гитлера, угроза большевизма, излюбленный враг американских фильмов, отходит на
второй план, а киностудии несколько левеют во взглядах и стараются отказываться от слишком уж анти-революционных сценариев. Процветают фильмы о грозе богачей Робин Гуде. Тогда же
появляются несколько фильмов о Французской революции, в коих явственно чувствуется желание (пусть и ограниченное) критической оценки революционных событий и предшествовавшего им
периода. Но с окончанием Второй мировой войны прицельный огонь Америки был вновь перенесён на старого врага - Советский Союз. Генерал Мак-Карти объявил открытой охоту на
коммунистических «ведьм», и, повинуясь чёткому и понятному языку Холодной войны, киностудии практически перестали интересоваться революциями, восстаниями и прочими проявлениями
свободолюбия. Впрочем, из тех нескольких кинорежиссёров, что снимали в 30-е годы фильмы о французской революции (Ван Дайк, Конвей, Любитч), ни один не пережил рубежа 50-х годов.
А потому «Чёрная книга» («The black book»), единственный фильм о французской революции, снятый в атмосфере Холодной войны, был доверен молодому режиссёру Энтони Манну. Фильм не
повествует о падении старого режима, ни о классовой борьбе за лучшее будущее. Он показывает на экране только террор и события 9 термидора, не жалея ни крови, ни чёрной краски.
Специализировавшийся до того на вестернах и военных приключениях, Энтони Манн и «Чёрную книгу» выстроил по соответствующей схеме. Герой фильма - аристократ Шарль д'Обиньи,
специальный агент, посланный во Францию Лафайетом, дабы помешать установлению диктатуры Робеспьера. Последний вызвал к себе из Страсбурга кровавого общественного обвинителя Дюваля,
чтобы с его помощью покончить со всеми своими врагами, имена которых он заносит в зловещую «чёрную книгу». Имеющий, как всякий уважающий себя специальный агент, право убивать,
д'Обиньи расправляется с Дювалем, приезжает под его именем в Париж и занимает его место в непосредственном окружении диктатора. К несчастью для Робеспьера, его чёрная книга, этот
высококомпрометирующий документ, пропала. Начальнику его тайной полиции Сен-Жюсту поручено отыскать её, но и д'Обиньи со своей бывшей невестой Мадлон тоже отправляются на розыски.
После множества опасных приключений, прерываемых сценами пыток и казней в застенках Робеспьера, чёрная книга оказывается в руках у д'Обиньи. Он пускает её по рядам депутатов
Конвента во время заседания, а те, обнаружив свои имена в проскрипционных списках, свергают Робеспьера и иже с ним и отправляют их на гильотину. Как вы уже догадались, это
9 термидора, демократия спасена, и всё - благодаря Шарлю д'Обиньи, Джеймсу Бонду своего времени.
Вышедший во Франции 20 лет спустя, фильм вызвал естественные недоумение и неприятие в левых кругах, несмотря на поправку на древность продукции. Тем не менее, нашлись критики,
сумевшие в самом Манне отыскать «левизну сознания», усмотрев в фильме скрытую карикатуру на Мак-Карти и его «чёрный список». Как бы там ни было, «Чёрная книга» останется в анналах
американской кинематографии второй половины XX века практически единственным фильмом о французской революции, со всем своим явным очернительством и исторической ложностью.
Придётся ждать 40 лет, пока Ришар Хэфрон не воспроизведёт этот подход с завидной верностью в суперблокбастере 1989 года
«Французская революция».
|
СЕН-ЖЮСТ В ФИЛЬМЕ
|
|
|
|
|