|
|
СОВРЕМЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ
---- ВО ФРАНЦИИ -----------
Мари-Лиди ЖОФФР (род. в 1944 г.)
Родилась 14 марта 1944 г. в г. Мийо. Хотя живопись притягивала её с самого раннего возраста, Мари-Лиди Жоффр предпочла получить языковой диплом и преподавала в школе английский
язык блее 10 лет. Потом же, не сопротивляясь больше своей страсти к живописи, она решила полностью посвятить себя искусству, оставив в 1980 г. преподавательскую деятельность.
Художницу особенно привлекала техника работы с пастелью.
В середине 80-х гг. Мари Лиди Жоффр увлеклась историей французской революции. В течении 4 лет она изучала исторические работы о событиях революции и её героях. Результатом в 1989 г.,
в рамках празднования 200-летия революции, стала выставка «Взгляд на 89 год», где были представлены пастельные портреты персонажей революционной эпохи. С большим успехом
передвижная выставка посетила более 30 городов Франции (Париж, Монпелье, Тулуза, Гренобль, Лилль, Шамбери, Ним и т.д.)
После многих лет, проведённых в Северной Африке, Мари-Лиди проживает в настоящее время в Монпелье. За 30 лет творческой карьеры (первая её выствка состоялась в 1978 г.), она
насчитывает более 80 выставок, из них 63 персональных. Художница продолжает работать; сегодня её увлекает техника работы с китайской тушью, по бумаге или по камню.
Персональлный сайт www.marielydiejoffre.com и блог художницы.
|
Патрик БУССИНЬЯК (род. в 1956 г.)
Патрик Буссиньяк родился в г. Вильжюиф. Увлекшись живописью в ранней юности, он поступил в Высшую школу прикладных искусств в Париже. По окончании работал карикатуристом в прессе,
иллюстрировал деткие книги, был дизайнером и рисовальщиком комиксов..., пока не решился посвятить себя живописи целиком. С 1976 г. работы Буссиньяка выставляются в различных
художественных салонах, а в 1980 г. состоялась его первая персональная выставка.
В своих работах художник создаёт некий собственный мир, окрашенный таинствами, о котором он любит говорить, что он «рассредотачивает наше восприятие». Он черпает сюжеты своих
картин в культурной истории человечества, рассказывая историю, которая есть память народов, и не признавая ни пространственных, ни временных границ.
Между 1980 и 1985 гг. Патрик Буссиньяк был удостоен ряда художественных наград: Золотая медаль Парижа, Золотая медаль международного салона в Осаке, приз Ван Гога... Его работы
находятся в частных коллекциях многих стран мира, и художник продолжает с успехом выставляться.
Персональные сайты художника: французский www.boussignac.com и русский www.boussignac.ru.
|
Раймон МОРЕТТИ (1931 - 2005)
Моретти начал рисовать в 16 лет. В 1963 г. он сдружился с Пабло Пикассо; последний всегда поддерживал Моретти в трудностях артистической карьеры. В 1967 Моретти впервые предложил
свои работы вниманию публики; успех был триомфальным.
За свою жизнь Моретти работал во многих творческих областях: живопись (гуаши, цикл «Эра Водолея» в сотрудничестве с Жаном Кокто, цикл из 12 холстов «Крики мира», многочисленные
портреты), скульптура (композиция «Чудовище» на Дефансе, статуя перед Европейским центром В Тотареле), монументальное искусство («Мемориал Раши» в Труа, площадь Капитолия в Тулузе...),
декораторское искусство (телевизионные декорации во время предвыборных кампаний в 1981), графика (художественные или политические афиши...), иллюстрации (книга «Иллюминации
Рэмбо», «Человек из Ла Манши» и «Поэзия» Жака Бреля..).
В 1989 г., в рамках празднования двухсотлетия революции, Моретте проиллюстрировал «Республиканский календарь» и создал «Дерево Просвещения». Ему принадлежит также гигантская
фреска (120 кв. метров), гвоздь пиротехнического спектакля 14 июля 1989 г.
Сайт, посвящённый творчеству Моретти.
|
---- В БЕЛЬГИИ -----------
Роже СОНВИЛЬ (род. в 1923 г.)
Бельгийский художник, представитель реалистического течения в живописи. Автор ряда книг о реализме в живописи, основатель нескольких объединений и творческих центров. После
полувека творческой карьеры, художник продолжает выставляться а его полотна украшают стены музеев самых разных городов – Брюсселя и Гаваны, Дрездена и Софии, Мехико и Москвы,
Парижа, Лиссабона и Токио.
К двухсотлетию Французской революции Сонвиль представил ряд полотен, составляющие «революционный» цикл его творчества. Обращение художника к Революции совершенно закономерно,
принимая во внимание его страстную политическую ангажированность и глубокие философские взгляды марксистского характера. Серия картин Сонвиля на тему Революции создана вокруг её
ключевых фигур, вызвавших интерес художника – Робеспьера, Сен-Жюста, Марата, Кутона, Леба, Лепелетье - монтаньяров, известных своими эгалитарными и демократическими идеалами и
попытками социальных преобразований в защиту интересов неимущих и обездоленных.
Сайт художника: www.rogersomville.com.
|
---- В ИТАЛИИ -----------
Пьеро ЛЕДДИ (род. в 1930 г.)
В 1951 г. Пьеро Ледди начал свою художественную карьеру в Милане. Поначалу он работал в стиле нео-реализма, но впоследствии отошёл от него, разочарованный его бесполдной
риторикой и уходом от проблематики. Сам же Ледди никогда не ощущал себя чуждым проблемам современного общества . Он рано привык смотреть в лицо жизненным трудностям, ведь его
юность пришлась на войну с ожесточённой партизанской борьбой, на период послевоенного подъема... Художник далекий от оптимизма, творящий в вечном чувстве противоречия и
внутреннего кризиса, Ледди превратил живопись в способ исследования общества, выражения своего отношения, средство участия и культурного вмешательства. В то же время в своем
творчестве он опирается на вещи глубоко укоренённые в подсознании, на границе между рациональным и иррациональным.
Выходец из среды деревенских ремесленников (его отец и два брата были плотниками), Ледди посвятил немалую часть своего творчества сельскому хозяйству. Описывая деревенский мир,
он выступает не как лирический проповедник прелестей сельской жизни либо пропагандист социалистических идей о земле, но ведёт в роли внимательного наблюдателя человека и природы
бесстрастную хронику боли и трансформации, «мутаций земли», смешения города и деревни.
В 80-х гг. Пьеро Ледди обратился в своём творчестве к теме Французской революции. 14 июля 1989 г. в Милане открылась его выставка «Чествование Французской революции» -
плод 4-летней напряжённой творческой работы, сопровождаемой серьёзным изучением как иконографического материала, так и исторической литературы, от Мишле и Матьеза до Собуля и
Фюре. История для художника - это не анналы деяний королей и герцогов, но память о нашем прошлом, об искусстве, поэзии, науках... Революция – это борьба за идеалы, общие для всего
человечества, он говорит не только о Французской революции, но обо все революциях в целом. Революционный цикл Ледди, пытаясь передать синтез сложнейшего исторического события,
свидетельствуют о необыкновенной чувствительности великого художника.
Сайт художника: www.pieroleddi.com.
|
---- В РOCCИИ -----------
Михаил Ксенофонтович СОКОЛОВ (1885–1947)
Советский художник, уроженец Ярославля. Приняв революцию 1917 года, он тем не менее выразил свою приверженность революционной идее, посвятив значительную часть своего творчества
другой революции, французской, и её героям. Не будем искать, что было в этом выборе - стремление подчеркнуть преемственность, или скорее желание противопоставить одну идейную
реальность другой и погрузиться в мечтах в несуществующее более, но прекрасное.
В начале 30-х годов XX века Соколов работает над графическим циклом, посвящённым французской революции. Это несколько сотен портретов персонажей революции, выполненных тушью или
акварелью; излюбленными героями работ художника были Робеспьер, Сен-Жюст и Бабёф.
Репрессированный в 30-е годы, Соколов был посмертно реабилитирован в начале оттепели, но всё же творчество его осталось малоизвестным и старательно забытым советскими
искусствоведами.
|
Савва Григорьевич БРОДСКИЙ (1923–1982)
Советский художник и архитектор, уроженец Гомеля. После войны, получив художественное образование, работал в проектном институте «Гипротеатр», в частности спроектировал и построил
два театра в Петрозаводске, дом-музей Александра Грина в Феодосии. Принимал участие в реконструкции Центрального дома работников искусств в Москве.
С начала 1960-х Бродский все активнее занимается книжной графикой, и в конце концов эта работа делается главной в его жизни. Он является автором иллюстраций к множеству книг, в
том числе к многотомным собраниям сочинений А. Грина, Т. Драйзера, П. Мериме, Мопассана, Р. Роллана, Стивенсона, Флобера и Цвейга, а также и к книгам из серии «Пламенные
революционеры», посвящённым героям французской революции – Марату, Сен-Жюсту, Бабёфу…
Вместе с сыном Александром (род. в 1955 г), С. Г. Бродский представил нам Сен-Жюста героя книги А. П. Левандовского «Кавалер Сен-Жюст». Это была одна из его последних работ; в
ноябре 1982 г. художник скончался.
|
Илья Александрович КЛЯЙНЕР (род. в 1938 г.)
Художник, литератор, автор ряда работ по искусствоведению, Илья Клейнер получил высшее гуманитарное образование, закончил аспирантуру в Институте истории искусств в Москве.
С 1970 г. Клейнер посвятил себя монументальному искусству, Своим «крестным учителем» в живописи он Клейнер считает Марка Шагала, посетившего мастерскую художника в Москве в 1973 г.
Как художник-исполнитель, И. Клейнер участвовал в создании многих работ в Москве (витражи в Институте океанологии, мозаика библиотеки Второго медицинского института в Тропарево,
мозаики в вестибюлях станций метро «Улица 1905 года», «Свиблово»...), а также в реставрации Кафедрального Собора в Рязани и т.д.
Художник также является автором таких монументальных работ как мозаичные портреты «Герои войны 1812 года», «Декабристы», «Французские революционеры», уникальной флорентийской
мозаики «Христофор Колумб», посвященной 500-летию открытия Америки и многих других. В фокусе внимания художника - Человек во всем его многообразии, отсюда - пристрастие к жанру
психологического портрета, к изображению предметов через призму творческого, философского восприятия.
Илья Клейнер неоднократно участвовал в выставках художников-монументалистов и живописцев, персонально выставлялся в Нью-Йорке, Тель-Авиве, Вене, Каире, Берлине и во многих городах
России (Дубна, Зеленогорск, Чита, Краснодар, Новосибирск и др.). Его живописные работы приобретаются коллекционерами во всем мире, а полотна его украшают дома многих известных
деятелей науки, искусства, религии, политиков.
Персональный сайт художника www.ikleiner.info.
|
Светлана Валерьевна ЮХЛИНА (род. в 1968 г.)
Художник-график. В 1990 году закончила Суздальское художественно-реставрационное училище. В 1998 году закончила художественно-графический факультет Нижегородского педагогического
университета. В настоящее время - преподаватель специальных дисциплин в детской художественной школе в Нижнем Новгороде.
С 1996 года по настоящее время - постоянный участник выставок Нижегородского отделения Союза художников России. Основное направление творческой деятельности - книжная иллюстрация.
Oсновные графические серии: "Легенда о Святом Граале» (1995 г.), графические работы по мотивам произведений А. Дюма (1998-2002 и 2008 гг.), «Сказание о Петре и Февронии Муромских»
(2003 г.), «Сирано де Бержерак» (2004 г.), «Хоббит, или туда и обратно» (2006 г.), серии графческих пейзажей «Валаам» и «Русская Атлантида» (2008 г.), «Капитан Фракасс» (2009 г.),
«Сен-Жюст» (2010 г).
Свои работы, посвященные Сен-Жюсту, художница подарила его Дому-музею в Блеранкуре.
|
---- В ШОТЛАНДИИ -----------
Ян Хэмильтон ФИНЛЕЙ (1925 - 2006)
Шотландский скульптор и поэт, увлечённый философией и веком Просвещения. Искусство Финлея представляет собой причудливое сочетание поэзии, философии, истории, выраженное
зачастую языком паркового пейзажа и скульптуры, или же с помощью реальных или сочинённых цитат, напечатанных на бумаге, высеченных в камне или вырубленных в дереве.
В 1964 г. Финлей создал издательский дом, Wild Hawthorn Press, который послужил подготовительным этапом в развитии идей художника. В 1966 г. Финлей с семьёй переехал на
заброшенную ферму Стонипэт, которую он превратил в знаменитый сад «Маленькая Спарта» (Little Sparta) – парк в стиле «Эрменонвиля Жан-Жака Руссо», с маленькими храмами,
скульптурами, колоннадами…, задуманный как место поэтической, философской и даже политической провокации в стиле традиций нео-классицизма. От мотивов греко-римской античности до
цитат и героев революционной Франции и картин сражений Второй Мировой войны, «Маленькая Спарта» представляет собой метафору всей западной цивилизации.
В 80-х годах прошлого века обращения к эпохе Просвещения и Французской революции умножились в работах Финлея. Французский министр культуры Франсуа Леотар даже заказал ему
создать сад камней в честь 200-летия Революции, но проект впоследствии был отозван под предлогом скандала с обвинениями художника в антисемитских высказываниях.
До конца жизни художник остался верен своему идеалу новой современности, основанному на идеях античности и Просвещения.
В 2002 г. Ян Хэмильтон Финлей был возведён в ранг Командора Ордена Британской Империи.
Сайт, посвящённый Яну Хэмильтону Финлею.
|
|
|
|