ПАТРИС АЛЕКСАНДР(настоящее имя Патрис Ксавье Дюпон) (4 января 1948 г. – 1 октября 1998 г.) Tout seul dans mon placard, les yeux cernés de noir, À l'abri des regards, je défie le hasard.Dans ce monde qui n'a ni queue ni tête,Je n'en fais qu'à ma tête.Un mouchoir au creux du pantalon,Je suis Chevalier d'Éon. Патрис Александр родился в Венсенне. Отец его служил в созданном после войны Министерстве по восстановлению хозяйства, мать по профессии была преподавателем начальной школы, но оставила работу после рождения сына. По окончании школы в 1966 г. Патрис поступил в парижскую Консерваторию Драматического искусства. После недолгого колебания перед искушением танцевального искусства, он окончательно выбрал стезю актера и учился театральному мастерству в мастерской Антуана Вите. Он никогда не пожалеет о своем выборе; позже он скажет: "Я чувствую себя привилегированным: я занимаюсь ремеслом, о котором всегда мечтал". В 1968 г. Патрис впервые появляется на сцене в постановке двух пьес Франсуазы Саган "Заноза" и "Конь без сознания". В начале 70-х он дебютирует на экране, снимается в кино- и телефильмах, и, наконец, добивается в 1974 г. своей лучшей роли, роли своей жизни – Сен-Жюста, в телефильме Пьера Кардиналя "Сен-Жюст и сила обстоятельств". Никогда не будет у него более совершенного совпадения со своим персонажем, сходства как физического, так и характерного, душевного. Без всякого сомнения, Патрис был рождён для этой роли, и никто не мог бы сыграть её лучше него. Благодаря необычайной внутренней силе актёра, убедительности его образа, картина буквально излучает энергетику, несёт очень сильный эмоциональный заряд. Увы, фильм был отвергнут критикой, оценившей его "слишком тенденциозным, упрощающим и искажающим события революции". Тем не менее, звезда Патриса восходит. Красивый и изысканный, аристократичной внешности, экстравагантный и остроумный, он участвует в фильмах Жанны Моро ("Свет"), Романа Поланского ("Постоялец"), не забывая театральную сцену. Настоящим триумфом стала для него роль Дориана Грея в одноименном спектакле Пьера Бутрона. На основе пьесы Бутрон снял в 1977 г. художественный фильм, представленный вне конкурса на Каннском фестивале. Александр также снялся во многих телефильмах, у таких известных режиссёров как Эдуар Молинаро, Нина Компанез, Марион Саррот, Робер Энрико. Будучи очень дружен с Ниной Компанез, которую он практически считал своей второй матерью, он был счастлив участвовать в её фильмах. Особый успех имел её сериал "Дамы побережья", описывающий бурную историю двух родственных семей накануне, во время и после Первой мировой войны. Александр играет там Робера, брата героини фильма Фанни, в исполнении Фанни Ардан. Люпобытно заметить, что именно Патрис представил её Нине для этой роли, и именно на съёмках фильма завязалась их дружба. А главную мужскую роль в этом фильме, роль кузена и мужа Фанни Рауля, играет другой давний друг Александра, известный актёр Франсис Юстер. Зрителям также понравились два фильма Эдуара Молинаро, "Клодина в Париже" и "Клодина в семье", по мотивам романов Колетты, в которых Патрис играет кузена Клодины, или яркий фильм "Красная вдова", распутывающий историю странного преступления, в которое оказалось в начале века замешанной любовница президента Феликса Фора. Тем не менее, Патрис оставался прежде всего человеком театра. В 70-х-80-х гг. он сыграл в ряде пьес, имевших большой успех. Диапазон его персонажей широк - от Нерона в "Британнике" Даниэля Месгиша и поэта Жерара де Нервала в пьесе Жан-Мишеля Риба "Приют на ночь… кофе на воде", до светского дэнди из "Песочных часов" Нины Компанез или маргинального клошара, чьё существование распадается на "Фрагменты" Даниэль Шюто… Ему легко было сочетать все эти очень разные грани человеческой натуры - не потому ли, что все они были ему присущи? Не сочетал ли он в себе хрупкость души поэта и авторитарность суждений деспота, не был ли он сам причудливым дэнди, и актёром, рискующим, как и многие другие его собратья по ремеслу, оказаться на обочине? До конца своей творческой карьеры, Патрис не изменил своему образу полного аристократической элегантности, изысканного дэнди. Ему не нужно было сценичного костюма, чтобы создать этот образ - даже будучи, как все, одетым в джинсы Патрис не был похож на других. Он производил впечатление человека из иного времени, и впрочем, не заявлял ли он, что не любит современной эпохи? Он любил создавать образы чувствительных, пылких, нервных персонажей, людей в противоречии с своим временем и своим окружением; "я ненавижу вялость", говорил он. Друзья описывают его как человека страстного, увлекающегося, волнующего, с нелёгким характером, сложные изгибы которого компенсировала лишь глубина его чувств и суждений, обширная эрудиция и утонченная эмоциональность. Оознавая свою особенность, он гордился своей оригинальностью : "Меня обвиняют в том, что я "с характером". Я - одиночка и не люблю растворяться в коллективе, но я люблю людей, как яблоки или мебель". Он охотно относил на свой счёт изречение Жана Кокто: "Культивируй в себе то, что ставят тебе в упрёк, ибо это и есть ты". Одним из проявлений его несговорчивости была безапелляционность его суждений, и если кто-то не нравился ему, то заставить его изменить мнение не было почти никаких шансов. Когда Патриса приглашали на съёмки или в постановку, раньше сценария он изучал распределение ролей, и если встречалось неприятное ему имя, то он, не смущаясь, требовал отстранения, либо отказывался от предложения. Такое поведение, конечно, не облегчало ему карьеры… Неудивительно поэтому, что зачастую Патрис в работе оказывался с одними и теми же "угодными" ему актёрами, своими друзьями - Франсисом Юстером, Мишелем Омоном, Стефаном Буи, Фанни Ардан, Франсуазой Фабьен. В конце 80-х гг. Патрис много снимается в сериалах режиссёра Марион Сарро. Но ремесло актёра, наверное, самое несправедливое в мире, и ничто так не эфемерно, как успех и слава. После сорока ему становится всё труднее и труднее находить свои роли. Фильмы с его участием становятся редкими. В картине Робера Энрико "Ветер с Востока" о трагических событиях конца войны, когда Лихтенштейн вынуждали выдать Советскому Союзу оставшихся в живых солдат Русской Освободительной Армии, нашедших приют на его территории, Александр с элегантностью исполнил роль Герцога Франсуа-Жозефа II. После нескольких эпизодических ролей, последнее его появление на экране было в сериале "Женщина чести" (1997 г.) с Коринной Тузе. 90-е гг были для него трудным периодом. Праздный и одинокий, он пытается, чтобы заполнить свои дни, работать над сочинением романа, но не находит себя в этом. Он чувствует, что стареет, и дрожит при мысли о том, что приносит с собой старость - немощь и болезни. Ибо, как и персонажи его сценической юности, прежде всего он панически боится потерять свою красоту. Чтобы изменить ситуацию, он решает попробовать себя в новом амплуа режиссёра. Правда, такая попытка у него уже была в 1989 г., когда он выступил одновременно как актёр и режиссёр-постановщик в спектакле "Ночи-ночь" по пьесе Франсуа Бийеду, где он играл в дуэте с Жозефиной Деренн. В 1995 г. он ставит спектакль по пьесе Ясмины Реза "Случайный человек", где играют его коллеги по многим фильмам Мишель Омон и Франсуаза Фабьен. Спектакль повествует о случайной встрече между известным писателем, уставшим и отвратившимся от жизни, и почитательницей его книг, встрече, которую они, сами того не зная, ждали всю жизнь. Опыт постановки оказался неплох, и накануне своей гибели Александр работал над постановкой пьесы Генри Джеймса "Бумаги Асперна". Жизнь его оборвалась нелепо и трагически. Вечером 29 сентября 1998 г. актёр вышел из дома купить сигарет в баре, что в двух шагах, и на обратном пути был сбит проехавшим на красный свет мотоциклистом. Без всяких документов, в полубессознательном состоянии, он невнятно пробормотал своё имя прибывшим спасателям, которое те не разобрали... Не приходя в сознание, он скончался от полученных травм два дня спустя в парижском госпитале Питье-Сальпетриер. Его чуть было не погребли неопознанным в братской могиле, но, благодаря усиленным розыскам друзей, этой участи ему удалось избежать. Патрис Александр похоронен в семейном склепе на юге Франции, в городе Сен-Рафаэль.
ПАТРИС АЛЕКСАНДР(настоящее имя Патрис Ксавье Дюпон) (4 января 1948 г. – 1 октября 1998 г.)
Tout seul dans mon placard, les yeux cernés de noir, À l'abri des regards, je défie le hasard.Dans ce monde qui n'a ni queue ni tête,Je n'en fais qu'à ma tête.Un mouchoir au creux du pantalon,Je suis Chevalier d'Éon.
Патрис Александр родился в Венсенне. Отец его служил в созданном после войны Министерстве по восстановлению хозяйства, мать по профессии была преподавателем начальной школы, но оставила работу после рождения сына. По окончании школы в 1966 г. Патрис поступил в парижскую Консерваторию Драматического искусства. После недолгого колебания перед искушением танцевального искусства, он окончательно выбрал стезю актера и учился театральному мастерству в мастерской Антуана Вите. Он никогда не пожалеет о своем выборе; позже он скажет: "Я чувствую себя привилегированным: я занимаюсь ремеслом, о котором всегда мечтал". В 1968 г. Патрис впервые появляется на сцене в постановке двух пьес Франсуазы Саган "Заноза" и "Конь без сознания". В начале 70-х он дебютирует на экране, снимается в кино- и телефильмах, и, наконец, добивается в 1974 г. своей лучшей роли, роли своей жизни – Сен-Жюста, в телефильме Пьера Кардиналя "Сен-Жюст и сила обстоятельств". Никогда не будет у него более совершенного совпадения со своим персонажем, сходства как физического, так и характерного, душевного. Без всякого сомнения, Патрис был рождён для этой роли, и никто не мог бы сыграть её лучше него. Благодаря необычайной внутренней силе актёра, убедительности его образа, картина буквально излучает энергетику, несёт очень сильный эмоциональный заряд. Увы, фильм был отвергнут критикой, оценившей его "слишком тенденциозным, упрощающим и искажающим события революции". Тем не менее, звезда Патриса восходит. Красивый и изысканный, аристократичной внешности, экстравагантный и остроумный, он участвует в фильмах Жанны Моро ("Свет"), Романа Поланского ("Постоялец"), не забывая театральную сцену. Настоящим триумфом стала для него роль Дориана Грея в одноименном спектакле Пьера Бутрона. На основе пьесы Бутрон снял в 1977 г. художественный фильм, представленный вне конкурса на Каннском фестивале. Александр также снялся во многих телефильмах, у таких известных режиссёров как Эдуар Молинаро, Нина Компанез, Марион Саррот, Робер Энрико. Будучи очень дружен с Ниной Компанез, которую он практически считал своей второй матерью, он был счастлив участвовать в её фильмах. Особый успех имел её сериал "Дамы побережья", описывающий бурную историю двух родственных семей накануне, во время и после Первой мировой войны. Александр играет там Робера, брата героини фильма Фанни, в исполнении Фанни Ардан. Люпобытно заметить, что именно Патрис представил её Нине для этой роли, и именно на съёмках фильма завязалась их дружба. А главную мужскую роль в этом фильме, роль кузена и мужа Фанни Рауля, играет другой давний друг Александра, известный актёр Франсис Юстер. Зрителям также понравились два фильма Эдуара Молинаро, "Клодина в Париже" и "Клодина в семье", по мотивам романов Колетты, в которых Патрис играет кузена Клодины, или яркий фильм "Красная вдова", распутывающий историю странного преступления, в которое оказалось в начале века замешанной любовница президента Феликса Фора. Тем не менее, Патрис оставался прежде всего человеком театра. В 70-х-80-х гг. он сыграл в ряде пьес, имевших большой успех. Диапазон его персонажей широк - от Нерона в "Британнике" Даниэля Месгиша и поэта Жерара де Нервала в пьесе Жан-Мишеля Риба "Приют на ночь… кофе на воде", до светского дэнди из "Песочных часов" Нины Компанез или маргинального клошара, чьё существование распадается на "Фрагменты" Даниэль Шюто… Ему легко было сочетать все эти очень разные грани человеческой натуры - не потому ли, что все они были ему присущи? Не сочетал ли он в себе хрупкость души поэта и авторитарность суждений деспота, не был ли он сам причудливым дэнди, и актёром, рискующим, как и многие другие его собратья по ремеслу, оказаться на обочине? До конца своей творческой карьеры, Патрис не изменил своему образу полного аристократической элегантности, изысканного дэнди. Ему не нужно было сценичного костюма, чтобы создать этот образ - даже будучи, как все, одетым в джинсы Патрис не был похож на других. Он производил впечатление человека из иного времени, и впрочем, не заявлял ли он, что не любит современной эпохи? Он любил создавать образы чувствительных, пылких, нервных персонажей, людей в противоречии с своим временем и своим окружением; "я ненавижу вялость", говорил он. Друзья описывают его как человека страстного, увлекающегося, волнующего, с нелёгким характером, сложные изгибы которого компенсировала лишь глубина его чувств и суждений, обширная эрудиция и утонченная эмоциональность. Оознавая свою особенность, он гордился своей оригинальностью : "Меня обвиняют в том, что я "с характером". Я - одиночка и не люблю растворяться в коллективе, но я люблю людей, как яблоки или мебель". Он охотно относил на свой счёт изречение Жана Кокто: "Культивируй в себе то, что ставят тебе в упрёк, ибо это и есть ты". Одним из проявлений его несговорчивости была безапелляционность его суждений, и если кто-то не нравился ему, то заставить его изменить мнение не было почти никаких шансов. Когда Патриса приглашали на съёмки или в постановку, раньше сценария он изучал распределение ролей, и если встречалось неприятное ему имя, то он, не смущаясь, требовал отстранения, либо отказывался от предложения. Такое поведение, конечно, не облегчало ему карьеры… Неудивительно поэтому, что зачастую Патрис в работе оказывался с одними и теми же "угодными" ему актёрами, своими друзьями - Франсисом Юстером, Мишелем Омоном, Стефаном Буи, Фанни Ардан, Франсуазой Фабьен. В конце 80-х гг. Патрис много снимается в сериалах режиссёра Марион Сарро. Но ремесло актёра, наверное, самое несправедливое в мире, и ничто так не эфемерно, как успех и слава. После сорока ему становится всё труднее и труднее находить свои роли. Фильмы с его участием становятся редкими. В картине Робера Энрико "Ветер с Востока" о трагических событиях конца войны, когда Лихтенштейн вынуждали выдать Советскому Союзу оставшихся в живых солдат Русской Освободительной Армии, нашедших приют на его территории, Александр с элегантностью исполнил роль Герцога Франсуа-Жозефа II. После нескольких эпизодических ролей, последнее его появление на экране было в сериале "Женщина чести" (1997 г.) с Коринной Тузе. 90-е гг были для него трудным периодом. Праздный и одинокий, он пытается, чтобы заполнить свои дни, работать над сочинением романа, но не находит себя в этом. Он чувствует, что стареет, и дрожит при мысли о том, что приносит с собой старость - немощь и болезни. Ибо, как и персонажи его сценической юности, прежде всего он панически боится потерять свою красоту. Чтобы изменить ситуацию, он решает попробовать себя в новом амплуа режиссёра. Правда, такая попытка у него уже была в 1989 г., когда он выступил одновременно как актёр и режиссёр-постановщик в спектакле "Ночи-ночь" по пьесе Франсуа Бийеду, где он играл в дуэте с Жозефиной Деренн. В 1995 г. он ставит спектакль по пьесе Ясмины Реза "Случайный человек", где играют его коллеги по многим фильмам Мишель Омон и Франсуаза Фабьен. Спектакль повествует о случайной встрече между известным писателем, уставшим и отвратившимся от жизни, и почитательницей его книг, встрече, которую они, сами того не зная, ждали всю жизнь. Опыт постановки оказался неплох, и накануне своей гибели Александр работал над постановкой пьесы Генри Джеймса "Бумаги Асперна". Жизнь его оборвалась нелепо и трагически. Вечером 29 сентября 1998 г. актёр вышел из дома купить сигарет в баре, что в двух шагах, и на обратном пути был сбит проехавшим на красный свет мотоциклистом. Без всяких документов, в полубессознательном состоянии, он невнятно пробормотал своё имя прибывшим спасателям, которое те не разобрали... Не приходя в сознание, он скончался от полученных травм два дня спустя в парижском госпитале Питье-Сальпетриер. Его чуть было не погребли неопознанным в братской могиле, но, благодаря усиленным розыскам друзей, этой участи ему удалось избежать. Патрис Александр похоронен в семейном склепе на юге Франции, в городе Сен-Рафаэль.
Выражаю особую благодарность г-ну Роже Жуану за любезно оказанную помощь в сборе информации.